Динамическая гимнастика: из первых рук

Рассказывает ЛЕОНИД КИТАЕВ, специалист по раннему развитию, инструктор по динамической гимнастике, беби-йоге, раннему плаванию и закаливанию, соавтор книги «Экология младенчества» (совместно с Михаилом Труновым), отец троих детей. Записала Мария Стражникова

Споры о динамической гимнастике не утихают. О ее пользе или вреде теперь заговорили даже те, кто никогда не видел выполнение такой гимнастики живьем. Чтобы преодолеть терминологическую путаницу, непонимание и власть стереотипов, мы решили обратиться к первоисточникам и побеседовали с Леонидом Китаевым — одним из авторов этой гибкой, гармоничной системы движений, которую родители могут осваивать сами и которая во внимательных и чутких руках становится замечательным инструментом для полноценного развития ребенка.

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ — ИЛИ СВОЕВРЕМЕННОЕ?

Динамическая гимнастика— это способ взаимодействия взрослого с ребенком в движении, который направлен на общее гармоничное развитие малыша в течение первого года жизни. Название «динамическая гимнастика» появилось 
в конце 1980-х, хотя занимались чем-то похожим задолго до этого. Общение с младенцем через движение присутствовало всегда — в обиходе, 
в играх, в ритуалах… В 80-е годы подобная гимнастика практиковалась в родительских кругах, близких Никитиным, Чарковскому, клубу «Здоровая семья» и аналогичным клубам по всей стране. Тогда все мы были под обаянием идеи ускоренного, опережающего развития. Родители делали десятка полтора отдельных упражнений, и их основной задачей было именно ускорение развития. Да и сейчас часто спрашивают: «А что ДГ даст в дальнейшем?», «Ребенок быстрее пойдет, быстрее заговорит, будет лучше учиться в школе, станет чемпионом?».

1005Со временем стало понятно, что идея опережающего развития не бесспорна, но ценность ДГ осталась. Младенчество — это самоценный период, и при помощи ДГ он проживается не быстрее, а лучше — насыщеннее, интереснее, активнее. Развитие становится более глубоким, полноценным, позволяя получить больший опыт, больше радости и впечатлений.

К ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЕ

Уже тогда в процессе моих занятий с детьми стало понятно, что упражнения разрозненные и комплекс не полный. На практике и малыш дает понять, и руки подсказывают, куда еще можно двигаться и как. Так происходило расширение арсенала упражнений, и в результате появился целостная система, которая реализовала идеи эволюционности движений, слитности, 
вариативности и постоянного развития. Ведь если делать несколько движений, которые хорошо получаются, и не разнообразить их, не изменять амплитуду, темп и последовательность, то теряется информационный аспект взаимодействия. Ребенку не нужно соображать, что с ним происходит, ответная реакция становится машинальной. По мере накопления опыта стало понятно, что одни и те же движения можно делать в разных захватах, получаются разные упражнения на разные задачи. Сейчас ДГ — это удобная для запоминания и безопасного освоения система базовых движений и захватов, вырастающая в несколько сотен упражнений. Мы делаем их 
в разных сочетаниях, с разной интонацией. Я даю чистые «краски», а родители каждый раз «рисуют» ими новый, свой собственный рисунок.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА И БЕБИ-ЙОГА

Беби-йога — это особая практика, которую специалист выполняет с новорожденным, как правило, один раз. Она направлена, главным образом, на преодоление психоэмоциональных и физиологических последствий родов, поэтому ее называют также постнатальной (т.е. послеродовой) коррекцией. Это отработка родового стресса и закладка представлений ребенка о его собственных возможностях — опять-таки, и на психоэмоциональном, и на физическом уровне. Наша задача в том, чтобы малыш не просто выдерживал, а принимал происходящее — расслаблялся и даже получал удовольствие. Есть три оптимальных момента для выполнения беби-йоги, у каждого из них свои плюсы и минусы. Первый — непосредственно после рождения, второй — после первого сна, когда ребенок телесно отдохнул, но основные переживания и проблемы все равно связаны с рождением. Третий — примерно через сутки. Иногда в этот момент видно, что ребенок вспоминает и снова переживает процесс родов, беспокоится без видимых причин, и на это состояние беби-йога очень хорошо ложится. А дальше — ребенок живет богатой эмоциональной жизнью, и стереотипы психофизических возможностей закладываются очень быстро. Если беби-йогу не делали до месяца, то за этот период у младенца формируются такие представления, что оказывается очень трудно, почти невозможно, воспринять опыт, который проживается при беби-йоге. Начинается конфликт, сильное сопротивление. Поэтому, если в течение первых двух недель проводить беби-йогу еще можно, то после месяца я стараюсь ее уже не делать, если нет явных показаний. Я говорю, исходя из своего личного опыта (отметим, что через руки Л. Китаева прошло несколько тысяч детей! — Прим. ред.), другие специалисты могут определять эти сроки иначе. 

НЕ ДЛЯ ВСЕХ?

Заблуждаются те, кто думает, будто ДГ предназначена не для всех. Скажу больше, не существует родителей, которые не занимались бы 
с ребенком ДГ. Если мама берет малыша за ручки, приподнимая его, чтобы надеть распашонку, или подтягивает к себе за ножки, приподнимает попку, натягивая штанишки, то из этих движений можно вырастить непрерывным, эволюционным путем любые, в том числе самые сложные упражнения. Это не тренировка, это естественное взаимодействие — общение через движение. Вопрос в том, на каком этапе родители 
останавливаются — можно остановиться на уровне поглаживания, а можно увидеть возможность пойти немного дальше. ДГ — это очень пластичный метод, позволяющий родителям учитывать все индивидуальные особенности — и ребенка, и свои, выбирать свой уровень сложности, свои цели и свой стиль занятий.
1006На фото: Елена Фокина и Владислав четырех дней от роду занимаются динамической гимнастикой на побережье Красного моря.

Соображения о вреде ДГ для суставов чисто умозрительны и не подтверждены объективными исследованиями. Практика говорит об обратном. Я больше 20 лет работаю инструктором ДГ, и знаю много уже взрослых людей, с которыми в младенчестве занимались ДГ. Их физическое развитие шло абсолютно нормально, некоторые из них имеют высокие спортивные достижения. Нагрузка на суставы, которую дают захваты, совершенно физиологична и находится в пределах нормы. Улучшается кровообращение, укрепляются связки, развиваются мышцы, формируется координация. Да, проблемы могут возникнуть, но не от упражнений, а от неправильного их выполнения. Инструктор по ДГ передает правильную постановку рук при захватах, учит делать все движения корректно, уверенно. И даже с больными, травмированными детьми можно заниматься ДГ с помощью специалиста, учитывая их особенности — и таким образом корректируя многие проблемы.

А ЗАЧЕМ?

В основе ДГ лежит понимание, что у ребенка есть потребности, которые эффективнее всего удовлетворяются через движение. Эти потребности заложены в человеческом ребенке генетически. Давайте представим себе наших древних предков, живших в условиях дикой природы. В любой момент мать могла схватить детеныша, побежать с ним, залезть на дерево, спасаясь от опасности. Очевидно, что «постельный режим» для тогдашних детей был неприемлем и невозможен. Биологически и телесно мы такие же, как кроманьонцы. Ребенок рождается готовым к высоким нагрузкам и не приспособленным к кроватному и колясочному содержанию. Потребности, связанные с движением, не менее значимы, чем любые другие нужды ребенка. И удовлетворить их самостоятельно, как большинство других своих потребностей (в еде, тепле, чистоте и т. п.), малыш в течение первого года жизни не может. Так что давать младенцу движение в достаточном объеме и разнообразии — один из аспектов необходимого ухода 
за ним.

КОГДА ЗАКАНЧИВАТЬ?

Основное время для ДГ — первый год жизни. После года мы организовываем пространство так, чтобы дети могли самостоятельно удовлетворять свою потребность в движении через подвижные игры, тренажеры, спортивные комплексы. Если в течение первого года вы занимались ДГ и это доставляет вам удовольствие, можно продолжать в том объеме, который вам доступен, и год, и два, и четыре, и пятнадцать… Только потом уже перестаешь понимать, кто кому эту гимнастику делает, ДГ превращается в полезное для здоровья развлечение.

Назовем основные потребности, связанные с движением:

1. Потребность в физическом развитии. ДГ раскрывает родителям все возможности для этого. Что происходит в процессе и в результате этой гимнастики? Формирование здорового скелетно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировка выносливости, стимуляция работы внутренних органов, активизация обменных процессов, улучшение аппетита, усвояемости пищи, перистальтики, закаливание (ДГ естественным образом совмещается 
с воздушными ваннами — ведь, как правило, во время занятий малыш голенький). В итоге, при правильном проведении занятий, ребенок растет сильным, гармоничным, здоровым и красивым.

2. Потребность в ощущениях. Ребенок входит в этот мир, осваивая пространство собственного тела (как им можно пользоваться, из чего оно состоит) и окружающее пространство — 
куда он попал, как он может здесь себя проявлять, что с ним может происходить. Каким может быть положение его тела в этом пространстве (лежа, вверх головой, боком, вниз головой…), с какой скоростью он может двигаться, в каком направлении, с какой амплитудой. Конечно, 
задача самопознания через свое тело, свои ощущения решается всю жизнь, но в течение первого года она особенно актуальна. Закладывается сама способность быть внимательным к своим ощущениям и понимать их. Поначалу ребенок вообще не отделяет внутрителесные ощущения от внешних воздействий. ДГ дает ему возможность получить это представление.

Движение — это источник сигналов, проходящих по всей нервной системе от периферии до коры головного мозга и обратно. При любом нашем воздействии от касания до комбинации сложных движений ребенок получает разнообразные ощущения. Он не безразличен к тому, что с ним происходит, и со временем его реакция становится все более и более осознанной. Получая через движение огромное количество ощущений — то есть материал для сенсорного и интеллектуального развития — ребенок приобретает богатейший опыт на самом глубинном уровне. Учится использовать свое тело эффективно и красиво. При этом улучшается память, концентрация внимания, координация и точность движений, скорость реакции, ловкость, ориентация в пространстве. Это и профилактика травматизма в более старшем возрасте.

3. Потребность в эмоциях. Уже с рождения у ребенка очень активно развивается психика и выстраивается личность. Динамическая гимнастика — инструмент, который позволяет нам эффективнее всего взаимодействовать с малышом на психоэмоциональном уровне. Когда мы сталкиваемся с негативными реакциями, например, со страхом, мы учимся 
с ними справляться. Не игнорируем плач ребенка, но и не идем на поводу. При помощи движения сообщаем ему, что мы его понимаем, что повода для крика нет. У родителей часто возникает вопрос: если ребенок заплакал, что делать? Продолжать во что бы то ни стало или бросить вообще? Ни то, ни другое! В идеале надо развернуть занятие так, чтобы в процессе ребенок успокоился.

При правильном проведении занятий формируется более устойчивая, адаптивная психика, расширяется представление о норме. ДГ препятствует образованию стереотипов; ребенок больше готов к новому и воспринимает новое как нормальное. В результате качествами характера наших детей становятся уравновешенность, уверенность, открытость, жизнерадостность, контактность, эмоциональная воспитанность, способность легко преодолевать страхи. Ребенок легко включается в занятия и легко успокаивается, осторожен, но не боязлив.

4. Потребность в общении возникает у ребенка буквально с момента появления на свет. 
И именно совместное движение оказывается наиболее удобным способом общения с младенцем. Взрослые общаются зрительными и слуховыми сигналами, но эти сигналы дистанционные, внешние по отношению к нам. И ребенку они непонятны, как незнакомый язык. Зато тактильные, кинестетические, вестибулярные сигналы приковывают его внимание, так как они непосредственно связаны с прямым воздействием на него. Они более удобны для передачи ребенку любой информации: что мы собираемся с ним делать, как мы относимся к происходящему в данный момент. Все, что ребенку постарше мы говорим словами, маленькому мы скажем при помощи движений.

Эти четыре плана теснейшим образом переплетены между собой. Мы работаем на разных планах, но наша работа всегда обращена к ребенку в целом. В каждый момент мы должны находить гармонию между разными аспектами нашей работы. И это удается, когда на первый план мы выносим аспект общения. Отношение к занятиям как к общению, а не как к способу тренировки, — базовый принцип нашей гимнастики. 
И на все практические вопросы (когда, сколько, зачем) мы ищем и находим ответ, меняя слово «заниматься» на слово «общаться».