Ребенок меня не слышит. Что делать?

ПОВТОРЯЮ ОДНО И ТО ЖЕ СОТНИ РАЗ, А РЕБЁНОК МЕНЯ НЕ СЛЫШИТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?

Часто сталкиваюсь с тем, что мамы жалуются: «Ребенок меня совсем не слышит. Повторяю одно и то же по сто раз. Все без толку. Что делать?»

В первую очередь посмотрите на ситуацию глазами ребенка:
Человек занят своими интересными делами, а мама с утра до ночи чего-то хочет, что-то запрещает, не хочет играть с ним по его правилам.

В результате мамины слова превращаются в сопутствующий жизни звук, как звук работающего мотора у машины. Лишь изредка ребенок слышит что-то интересное для себя, и только тогда реагирует. Мало найдется детей, которые не услышат в потоке речи слова: “Пойдем купим тебе новую игрушку!” Получается, ребенок вас слышит всегда, но не всегда хочет делать то, что вы говорите. Ему просто не интересно. У него нет причин оставить свои дела и переключиться на ваше предложение.

Это взрослый человек легко совершает насилие над собой и делает то, что надо. Ребенку это пока недоступно. Его надо мотивировать, вызывать интерес. На самом деле, и взрослому человеку гораздо легче делать трудные и скучные дела, когда понятно, что хорошего ждёт в результате.

Если вы уже столкнулись с таким поведением ребенка, придется перестраивать общение. С чего начать?

Перестаньте постоянно дергать ребенка. Не командуйте, а общайтесь. Говорите с ним об интересном для него и для себя.
Научитесь ценить свои слова. Для начала уберите многократные повторения.
Сформулируйте простым четким языком свою фразу.
Уточните, что он вас слышал и понял.
Объясняйте ребенку и мотивируйте его. Большое количество просьб можно превратить в игру.

Например, ситуация: ребенок не хочет одеваться на прогулку, он занят игрушками. Но вы мама, и у вас есть причины идти гулять именно сейчас. Попробуем договориться:

– Ну что, дружок, нам пора идти гулять. Будем собирать игрушки и одеваться.
– Я не хочу, я играю.
– Так нас же на улице ждут Приключения! Нам надо найти самую большую лужу и самую большую машину и собрать все красивые камушки у соседней площадки (качели по тебе скучают, мусоровоз без тебя заберет контейнеры, ты еще не видел первые цветочки возле пруда и т.д. – всё, что ребенку нравится).
– Ура, тогда идем!
– Сначала соберем игрушки.
– Я не хочу!
– Игрушкам тоже надо отдохнуть. Соберем их в коробку. Я тебе помогу. Машинки спят в гараже. Где у тебя гараж? Кто первый из машинок туда заедет?
А теперь одеваемся наперегонки: кто быстрее, ты или я?

В результате вся сложная ситуация превращается в увлекательную игру. Да, на это нужно время и терпение. Но только так вы сможете сформировать взаимное уважение и доверие с ребенком. Только так научите его делать не самые интересные вещи, находя в них удовольствие и игру.
Надрессировать ребенка выполнять ваши команды, как собачку, тоже можно. Но нужны ли вам такие отношения?
====================

Подробно мы обсуждаем эту тему и разбираем личные ситуации на семинаре
«КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ, ЧТОБЫ ОН ВАС СЛЫШАЛ».
Продолжительность 1,5 – 2 часа. Или на индивидуальных консультациях.
Можно участвовать очно в центре «Свободное Рождение» или онлайн.

Елена Бурнашевская