Большинство «взрослых» проблем – семейных, учебных, профессиональных, психологических, проблем со здоровьем – тянется за нами из детства. Можно ли что-то сделать, чтобы их вовремя предупредить? Об этом с корреспондентом «Лечебных писем» беседует член МОО «Профессиональная медицинская ассоциация народной медицины», руководитель клуба и ведущий специалист оздоровительного направления Санкт-Петербургского центра “Свободное рождение” А. Ю. Хромова.
– Анна Юрьевна, можно ли уже в детском возрасте заложить правильные тенденции будущих семейных отношений, чтобы избежать осложнений и конфликтов, когда выросшие дети будут создавать собственные семьи?
– Чуть ли не с момента зачатия, еще находясь в утробе матери, ребенок, как губка, все впитывает: как мама общается с папой, со своей мамой, с другими людьми, и когда он рождается, у него уже все сформировано – и прежде всего в части человеческих взаимоотношений. Поэтому чем более осознанным будет подход молодых супругов к отношениям между собой и к будущему родительству, тем правильнее сумеют они воспитать в этом плане ребенка.
Впоследствии ребенок столкнется с разными формами отношений, но важно, какие из них он для себя выберет и будет применять. Конечно, когда родители видят, что что-то не так, и пытаются изменить отношения в семье, представления ребенка можно немного скорректировать. Но если сам человечек не начнет осознавать свои реакции и поведение, то что-либо исправить трудно.
Так что тенденции к созданию гармоничных семейных и других отношений с людьми надо закладывать задолго до того возраста, когда сам ребенок задумается о создании собственной семьи.
– Действительно ли детские неврологические проблемы и даже какие-то болезни зависят от родительского отношения?
– Еще не родившийся ребеночек чувствует, как к нему относятся. А когда он родился – тем более. Родители, к сожалению, не понимают этого и в его присутствии говорят о нем, как о каком-то предмете. А ведь ребенок воспринимает все намного ярче, глубже, тоньше, чем взрослые. Он безумно чувствителен, и если собственные родители не хотят видеть в нем полноправного человека, сможет ли он впоследствии относиться нормально к окружающим?
К тому же эти проблемы переходят на «органику». То есть ребенок в семье с неблагополучными семейными отношениями может родиться с проблемами зрения, слуха, или они могут возникнуть впоследствии.
А в школьном периоде ребенок начинает отделяться, и те проблемы, которые раньше были проблемами родителей, становятся его собственными. У него не складываются отношения с товарищами, с учителями, он невнимателен на уроках, не понимает, почему делает то или иное… Тут уже главная задача – помочь ребенку понять всю ситуацию целиком и увидеть самого себя в ней.
– Молодые мамы часто жалуются: трудно понять, отчего плачет новорожденный, что ему не так…
– Это значит, что мама до родов не прислушивалась к своему ребенку, не вступала с ним постоянно в контакт. Если же она уже тогда научилась различать его желания, интересы, потребности, то потом, когда ребенок родится, у нее проблем не будет – ведь он выражает себя множеством способов: жестами, плачем… Пришла как-то одна мама с радостью – зубик вылез. Я говорю ребеночку: “Да не может быть! Ну-ка, покажи!” И что вы думаете, он засмеялся, открывает рот, показывает. Но это уже большой – 6 месяцев. А я и у месячных деток наблюдала совершенно четкую реакцию. Мама спрашивает: “Гулять пойдем?”, и ребенок поворачивает головку в сторону двери и кивает.
– Расскажите, пожалуйста, о «подготовленных» детках – тех, чьи мамы посещали ваш центр “Свободное рождение”.
– Даже посторонние люди наблюдают колоссальную разницу между детьми, мамы которых прошли дородовую подготовку, общались с детьми до родов, были с ними в контакте, способствовали проявлению интересов будущего ребенка, – и другими детишками, которые просто пришли к нам в клуб с мамами, ранее у нас не занимавшимися.
Наши детки очень рано начинают фиксировать взгляд. Очень рано дают мамам понять – жестами или еще как-то по-своему, что им надо и чего не надо.
Далее – эти детки спокойные. Они постоянно вдумчиво созерцают, адекватно реагируют на возникающие ситуации.
Кроме того, с таким ребеночком, с которым у мамы был налажен давний контакт, всегда можно договориться: они понимают друг друга. Например, мама ужасно занята и говорит ребеночку – мол, потерпи, полежи в мокрых пеленках еще пять минут. И вот он спокойно лежит, терпит. Или с кормежкой, прогулкой – всегда можно перенести, если вдруг возникла такая нужда.
– А как относятся такие дети к чужим людям?
– Наши детки очень легко идут на контакт, но при этом прекрасно чувствуют состояние другого человека и выбирают для себя наиболее комфортное и адекватное ситуации поведение. Если человек сейчас к ребенку не расположен, то ребенок не будет к нему приставать. У нас был мальчик в клубе, мама его была постоянно поглощена своими проблемами, так вот, когда они приходили в клуб, он внимательно присматривался ко всем окружающим женщинам, и как мы шутили, выбирал себе «маму на час», причем безошибочно определял женщину, находящуюся в самом хорошем настроении.
И еще их отличает необыкновенное бережное и дружелюбное отношение друг к другу, ведь любовь и уважение к себе они узнали до рождения.
– Но если учитывать все желания ребенка, не воспитаем ли мы эгоиста?
– Устанавливая с ребенком контакт, надо сделать так, чтобы контакт обязательно был двусторонним. Мама понимает ребенка – и ребенок понимает ее, учится осознавать ее потребности. Если, например, ребенок хочет гулять, мама вовсе не обязана немедленно все бросить и бежать с ним гулять. Если она, будучи беременной, разговаривала со своим ребенком, объясняла ему, что вот сейчас она полчаса полежит, отдохнет, потому что устала, а гулять пойдет с ним попозже, то потом, когда ее дитя уже подросло, объяснить все ему будет гораздо легче. Он в утробе уже научился слышать свою маму и уважать ее, потому что мама обращалась к нему и уважала его. Такой ребенок впитывает уважение ко всем окружающим с молоком матери и не вырастет эгоистом.
Но бывает, что родители ребенка, которому едва исполнился год, уже не знают, что с ним делать, не приучают к самостоятельности. Ребенок так привык, что мама все за него сделает, что сам не встанет, ничего не возьмет – ждет, пока мама поможет. Если мама все решает за ребенка, то воспитывает абсолютно несамостоятельного, несвободного человека. А если она с ним не считается, то и он в дальнейшем не будет ни с кем считаться.
– Расскажите, пожалуйста, о раннем оздоровлении детей.
– Активный, здоровый образ жизни закладывается у наших деток еще до рождения, в результате занятий будущих мам плаванием, гимнастикой и др. Вместе с мамой формируется отношение к воде, природе – к естественным компонентам жизни.
Занятия с новорожденными строятся по степени готовности мамы и ребенка. Зарядка, сауна, прогулки, определенные нагрузки для ребенка – все это определяется самой мамой в результате контакта с ребенком. Мама спрашивает своего новорожденного, к примеру: “Пойдем на улицу гулять?”, и если чувствует, что – да, можно, то и на улицу рано вынесет, и в сауну поведет, и на другие какие-то занятия. Упор делается на свободное развитие, то есть необходимо чувствовать, чего хочет сам ребенок. Если мама ощущает нежелание ребенка в чем-то участвовать, она никогда ничего не сделает. Здесь не должно быть жестких установок, только полный контакт, понимание, уважение и взаимное доверие.
– Какая подготовка требуется для того, чтобы роды были успешными?
– Очень большую роль играют занятия в воде. Лучше всего для этого подходит теплый бассейн: такие есть не только у нас, но и во многих поликлиниках. Женщина должна чувствовать себя, как рыба в воде. Будущая мама учится в воде правильно дышать, пластично двигаться, расслабляться. С одной стороны, это подготовка к родам, с другой – умение чувствовать состояние: свое и своего будущего ребенка. Потом, когда она уже начинает заниматься в бассейне со своим грудным ребеночком, они оба оказываются в полном контакте с водой и получают только удовольствие. Если же мама боится воды, боится даже лицо в воду опустить, то неудивительно, почему ее ребенок тоже будет неохотно идти в воду.
Очень важны во время подготовки к родам и психологические консультации для будущих мам по поводу взаимоотношений со всеми членами семьи – с мужем, матерью, свекровью и другими. Обычно мы наблюдаем напряженные отношения со свекровью или со своей мамой и помогаем изменить эти отношения в лучшую сторону. Ведь хорошие роды происходят только тогда, когда никто не мешает.
– А какова роль будущего папы в подготовке к родам?
– Папы, конечно, участвуют в процессе: они тоже “беременные”, тоже переживают, но вообще мужскому организму это несвойственно, мужчины от этого разрушаются. Я считаю, что мужчине находиться рядом с беременной или с рожающей женщиной достаточно «опасно» – папа как бы подключается к вынашиванию ребенка, а природой это не предусмотрено.
Рождение ребеночка в присутствии папы поддерживается нами только в том случае, когда папа отчетливо понимает, на что он идет, и идет добровольно, осознанно, он что-то в этом для себя находит. Тогда мы их тоже готовим, объясняя, что они могут испытывать и как при этом восстанавливаться. Не должно быть никакого насилия в привлечении папы к родам – это может привести его к депрессии, способной длиться годами.
Но роль мужчины в огромной степени возрастает, когда рождается мальчик. Сейчас проблема воспитания мужского духа стоит очень остро, потому что с детьми в основном занимаются мамы. А мальчику, чтобы стать мужчиной, нужен мужчина.